Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






СевернаяОсетия91.txt.300
Северная

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.06.2006 № 156
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2006 г. № 156

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Во исполнение федеральных законов от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 мая 1996 года № 104 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Государственного стандарта Российской Федерации Р 22.3.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания и в целях организации жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации жизнеобеспечения населения Республики Северная Осетия-Алания в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Установить, что условия, необходимые для сохранения жизни и поддержания населения, оказавшегося в условиях чрезвычайных ситуаций, заблаговременно планируются, создаются и поддерживаются системой первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Северная Осетия-Алания.
3. Поручить руководителям органов исполнительной власти, рекомендовать главам органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания организовать заблаговременное выполнение мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (Дзгоев) осуществлять методическое руководство, надзор и контроль за выполнением мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Северная Осетия-Алания в условиях чрезвычайных ситуаций.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Баликоева В.Т.

Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
А.МЕРКУЛОВ





Утверждено
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 9 июня 2006 г. № 156

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящее Положение определяет основные положения по заблаговременной подготовке системы жизнеобеспечения населения Республики Северная Осетия-Алания (далее - республика) и ее отдельных видов (подсистем) к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, а также устанавливает требования по жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории республики.
Положение разработано на основании положений Конституции России, федеральных законов от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 мая 1996 года № 104 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации", Государственного стандарта Российской Федерации Р 22.3.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях" и иных нормативных правовых актов федерального и республиканского законодательства.
2. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (далее - ЖОН ЧС) - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
Основной целью жизнеобеспечения населения в условиях ЧС является удовлетворение его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях - это набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: обеспечение водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.
С целью решения психосоциальных проблем и реабилитации участников чрезвычайных ситуаций и пострадавшего населения проводятся медицинские, психологические и профессиональные мероприятия, направленные на предупреждение развития патологических, процессов, приводящих к утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение участников ликвидации ЧС к профессиональной деятельности, а пострадавшего населения - к нормальным жизненным процессам.
Приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайной ситуации, ее масштабами, реально возникшими потребностями населения и другими факторами.
3. При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие принципы:
приоритетность функции республики в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между федеральными, республиканскими, местными и ведомственными органами управления;
территориальная организация ЖОН ЧС;
персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
заблаговременная подготовка республики (муниципального образования) к ЖОН ЧС;
обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всего населения республики в зоне ЧС;
обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы с последующим (при необходимости) использованием республиканских и федеральных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
открытость процесса ЖОН ЧС за счет использования ресурсов из непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
4. Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации ЧС, является одной из основных задач республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов управления территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС республики).
5. Система ЖОН ЧС республики объединяет систему органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, силами и средствами, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, и включает территориальную, муниципальные и функциональные подсистемы ТП РСЧС республики.
6. Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления ТП РСЧС республики:
на территориальном уровне - Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Главное управление МЧС России по РСО-Алания);
на муниципальном уровне - органом, уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (далее - органы по делам ГО и ЧС).
7. Координацию действий и взаимодействия по вопросам жизнеобеспечения населения республики в условиях ЧС между территориальными органами управления ТП РСЧС республики, органами исполнительной власти и организациями осуществляют председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) через постоянно действующие органы по делам ГО и ЧС.
8. Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения республики и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.
В состав группировки сил и средств ТП РСЧС республики, создаваемой для выполнения задач ЖОН в зонах ЧС, входят (на постоянной и/или временной основе) все основные службы ТП РСЧС территориального, муниципального уровней и функциональных подсистем республики, территориальные (муниципальные) нештатные аварийно-спасательные формирования и формирования спасательных служб гражданской обороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований республики, органы по делам ГО и ЧС различных уровней, включая органы управления и нештатные аварийно-спасательные формирования объектов экономики.
В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения населения в условиях ЧС могут принимать участие силы федеральных органов исполнительной власти и их ресурсы.
9. К силам и средствам ЖОН ЧС относятся подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения.
Служба жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях - функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения.
10. Применение сил и средств служб (систем) жизнеобеспечения республики и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, осуществляется:
по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях;
по планам жизнеобеспечения населения в условиях ЧС на подведомственных территориях;
по планам взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению руководителей органов исполнительной власти, муниципальных образований республики, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, а также по решению должностных лиц, ответственных за организацию и проведение АСДНР и ликвидацию чрезвычайной ситуации на определенной территории на основании запроса либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подразделения и формирования применяются в соответствии с предназначением и сроками готовности.
11. Органы исполнительной власти и местного самоуправления республики несут ответственность за организацию ЖОН, а руководители указанных органов управления - персональную ответственность.
12. Основным показателем подготовленности органов управления к действиям в ЧС является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Критерием оценки подготовленности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС является критическое время выживания - период, в течение которого число летальных исходов среди пострадавшего населения (пораженных, находящихся под воздействием поражающих факторов ЧС, находящихся в завалах, утративших средства жизнеобеспечения и т.п.) достигнет 100% при условии, что в этот период никакие работы по спасению и жизнеобеспечению населения проводиться не будут.
Подготовленность органов управления к действиям в зонах ЧС по организации спасательных работ, медицинскому обеспечению и жизнеобеспечению населения определяется разницей между фактическими затратами времени на организацию этих работ и критическим временем.
Эффективность действий органов управления ЖОН ЧС отрабатывается на комплексных учениях, командно-штабных учениях и тренировках. Основное внимание следует уделять отработке нормативов времени на оповещение, сбор и выдвижение в зоны ЧС аварийно-спасательных формирований, бригад экстренной медицинской помощи и формирований, осуществляющих жизнеобеспечение населения.
13. Для жизнеобеспечения населения республики в условиях ЧС используются резервы финансовых и материальных ресурсов Правительства Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления и организаций, созданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
14. Потребности республики и муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для создания резервов материальных ресурсов, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, являются государственными и муниципальными нуждами и обеспечиваются за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с их расходными обязательствами при осуществления задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории республики или муниципального образования.
Порядок размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.
15. В качестве дополнительного источника ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону ЧС в виде внутренней и международной гуманитарной помощи.
Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица.
16. В целях успешного решения задач по жизнеобеспечению населения, четкой организации работ, создания необходимых запасов материальных средств, а также повышения возможностей ЖОН ЧС предусматривается:
формирование ресурсов ЖОН ЧС (финансового и материально-технических фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, республиканского и местных резервов;
перераспределение ресурсов ЖОН ЧС республики в пользу пострадавшей территории республики;
ввоз ресурсов ЖОН ЧС из сопредельных субъектов Российской Федерации.
Снижение потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах достигается:
заблаговременной подготовкой ТП РСЧС республики к возможным природным и техногенным ЧС;
повышением эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
отселением пострадавшего населения в районы, не подвергшиеся воздействию ЧС;
эвакуацией пострадавшего населения в сопредельные не пострадавшие субъекты Российской Федерации;
заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
При невозможности системы ЖОН ЧС республики или муниципального образования, на территории которого возникла ЧС и организуется жизнеобеспечение за счет собственных ресурсов, главы соответствующих администраций обращаются за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы.
17. Проведение мероприятий в рамках системы ЖОН ЧС республики осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях и плана взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно на всех уровнях управления ТП РСЧС республики с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.
Общее руководство разработкой планов возлагается на руководителей органов исполнительной власти и глав администраций местного самоуправления республики.
18. Разработка планов мероприятий по подготовке территориальных систем жизнеобеспечения включает следующие этапы:
подготовку исходных данных для планирования мероприятий;
выбор и обоснование мероприятий по подготовке территориальных систем жизнеобеспечения;
проведение расчетов (показателей) подготовленности территориальных звеньев и функциональных подсистем ЖОН ЧС и показателей затрат материально-технических и финансовых ресурсов на мероприятия ЖОН ЧС.
Планы мероприятий по подготовке территориальных систем жизнеобеспечения должны состоять из следующих основных разделов:
общий раздел, включающий характеристику исходного состояния территориальных звеньев и функциональных подсистем ЖОН ЧС, фактический уровень удовлетворения потребностей населения в ресурсах жизнеобеспечения, в том числе за счет собственных ресурсов административно-территориальных образований, "узкие места", на ликвидацию которых должны быть направлены мероприятия по подготовке систем жизнеобеспечения, наличие запасов ресурсов жизнеобеспечения, организационные структуры управления системами жизнеобеспечения;
выбор и обоснование мероприятий для планирования подготовки территориальных звеньев и функциональных подсистем ЖОН ЧС (по экономической эффективности мероприятий, показателям общих и удельных затрат финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов);
организация управления разработкой плана мероприятий и контроля за ходом его реализации (в разделе указываются конкретные разработчики и исполнители планов, их права и обязанности на этапах подготовки исходных данных, разработки планов, утверждения и контроля их выполнения).
19. Подготовка исходных данных включает:
оценку возможной обстановки на подведомственной территории (прогнозирование масштабов различных типов ЧС, определение границ зон ЧС, численности и структуры пострадавшего населения, ущерба системам и объектам жизнеобеспечения, запасам ресурсов);
определение потребностей населения в материальных ресурсах и услугах жизнеобеспечения в зонах ЧС и в местах временного размещения эвакуированного или отселенного из зон ЧС населения;
оценку производственных возможностей систем жизнеобеспечения (по каждому виду) по выпуску (предоставлению) продукции и оказанию услуг населению с учетом обеспечения топливно-энергетическими, материально-техническими и трудовыми ресурсами, а также оценку наличия запасов ресурсов жизнеобеспечения на базах, складах и т.п.;
оценку подготовленности территориальной системы жизнеобеспечения населения (по каждому виду жизнеобеспечения и номенклатуре ресурсов и услуг) к действиям в условиях ЧС.
20. Прогнозная оценка масштабов ЧС, определение границ зон ЧС, численности пострадавшего населения, ущерба системам ЖОН осуществляется органами по делам ГО и ЧС республики совместно со специалистами соответствующих служб наблюдения и контроля особо опасных объектов и научно-исследовательских учреждений с использованием специальных методик, ориентированных на определенные типы ЧС.
На основании этой информации специалисты соответствующих подсистем жизнеобеспечения определяют прямой и косвенный ущерб объектам и предприятиям данных подсистем.
21. Под возможностями территориальных систем жизнеобеспечения понимается количество ресурсов (объем услуг), которые могут быть предоставлены населению для удовлетворения его потребностей в зонах ЧС и в районах эвакуации в течение всего периода жизнеобеспечения.
Количество ресурсов жизнеобеспечения определяется суммированием всех видов сохранившихся источников ресурсов - запасов, производства на сохранившихся и на восстановленных предприятиях системы жизнеобеспечения.
22. Потребности населения, оказавшегося в зонах ЧС, определяются по прогнозируемому количеству пострадавших и непострадавших по суточным нормам их обеспечения всеми видами ресурсов и услуг.
Потребности личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и спасательных служб гражданской обороны, которые могут быть привлечены к ликвидации последствий ЧС, оцениваются по их прогнозируемой численности и нормам их обеспечения.
23. Подготовленность территориальной системы ЖОН ЧС, ее подсистем, звеньев и объектов к функционированию в ЧС характеризуется степенью (уровнем) удовлетворения первоочередных потребностей населения в материальных средствах и услугах жизнеобеспечения.
Оценка подготовленности территориальной системы ЖОН ЧС и ее подсистем производится применительно к минимально допустимым объемам предоставления населению соответствующих видов продукции и услуг, определяемым временными нормами и нормативами жизнеобеспечения населения в условиях ЧС.
Степень (уровень) подготовленности территориальной системы жизнеобеспечения и ее подсистем оценивается двумя группами показателей.
Первая группа характеризует оценку подготовленности основных производственных фондов территориальной системы и ее отдельных подсистем с учетом возможностей их обеспечения материальными, трудовыми ресурсами и сырьем.
Вторая группа показателей характеризует подготовленность органов управления, сил и средств к действиям в зоне ЧС.
24. Планирование мероприятий по заблаговременной подготовке территориальных систем жизнеобеспечения населения и органов управления к работе в условиях ЧС производится с учетом режимов функционирования ТП РСЧС республики.
В режиме повседневной деятельности проводится полный комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения населения, включая:
создание условий для их устойчивого функционирования (подготовку топливно-энергетического, материально-технического и транспортного обеспечения в интересах жизнеобеспечения населения);
создание защищенных запасов ресурсов жизнеобеспечения и определение путей их транспортировки к месту возможных ЧС и находящимся там населенным пунктам;
повышение стойкости систем и объектов жизнеобеспечения к воздействию поражающих факторов ЧС;
отработку норм и нормативов жизнеобеспечения населения в условиях ЧС и других нормативно-плановых документов с учетом природно-климатической зональности и других особенностей республики;
подготовку к восстановлению систем и объектов жизнеобеспечения;
создание инфраструктуры жизнеобеспечения в районах эвакуации (отселения);
создание мобильных формирований жизнеобеспечения (подвижных пунктов торговли, общественного питания, снабжения населения предметами первой необходимости и т.п.);
создание подразделений экстремальной медицинской помощи, необходимых запасов крови, плазмы, различных лекарств и медицинского оборудования (имущества).
Для сельской местности осуществляется планирование мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений в чрезвычайных ситуациях, а также по восстановлению нарушенного сельскохозяйственного производства, ветеринарному обеспечению сельскохозяйственных животных, обеспечению их водой и фуражом, а также эвакуации их в случае необходимости в безопасные районы.
В режиме повышенной готовности производится:
повышение готовности систем, служб и объектов жизнеобеспечения в соответствии с возможной (прогнозируемой) обстановкой в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
своевременное информирование населения о характере возможной опасности, правилах и порядке его действий;
проведение профилактических (предупредительных) мероприятий по снижению возможных последствий влияния вторичных поражающих факторов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
уточнение задач и координация предполагаемых действий спасателей, систем и служб жизнеобеспечения населения в возможных зонах ЧС (зонах бедствий) и районах эвакуации;
осуществление подготовительных мер по возможной защите населения и организации устойчивого функционирования систем, служб и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС;
подготовка к эвакуации (отселению) населения из зон бедствий и другие мероприятия.
В чрезвычайном режиме осуществляются:
экстренные мероприятия по защите населения, в том числе его эвакуация из опасных зон, укрытие в защитных сооружениях, организация само- и взаимопомощи людей в зоне ЧС, снабжение индивидуальными средствами защиты;
выдвижение в зоны ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения, в том числе пунктов торговли и общественного питания, водоснабжения и т.д.;
перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района (зоны бедствия), максимальное использование местных ресурсов для покрытия дефицита возможностей жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;
организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения функционирования систем и объектов жизнеобеспечения населения;
организация восстановления систем и объектов жизнеобеспечения населения и выделение для этого необходимых материалов, сил и средств в соответствии со сложившейся обстановкой в зоне ЧС;
другие мероприятия (например, организация учета и распределения ресурсов, поступающих из других регионов).
25. Оценка и выбор мероприятий осуществляются в следующей последовательности:
для каждого типа ЧС разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита возможностей подсистем (видов) жизнеобеспечения и места их проведения (в зонах ЧС, районах эвакуации населения);
оценивается эффективность (экономическая и социальная) мероприятий этого комплекса и осуществляется их окончательный выбор для включения в план;
определяются объемы финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов для реализации планируемых мероприятий, источники и способы их финансирования, обеспечения трудовыми и материально-техническими ресурсами.
При планировании мероприятий необходимо учитывать тип ЧС, тип зоны бедствия, образовавшейся в результате ЧС, наличие в ее составе территорий проведения нормативных мероприятий.
В случаях, когда территория может быть подвержена одновременному воздействию нескольких типов ЧС (например, землетрясению, химическому заражению, наводнению и т.д.), выбор мероприятий необходимо осуществлять применительно к наиболее тяжелой по масштабам ЧС, а для других типов ЧС планировать только те мероприятия, которые учитывают проявления специфических факторов ЧС.
26. Каждое ведомство, служба (группа по планированию) системы ЖОН ЧС республики совместно с органами по делам ГО и ЧС на основании распоряжения (постановления) руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления республики разрабатывает детальные планы по подготовке соответствующего вида жизнеобеспечения к действиям в условиях ЧС.
27. На основании детальных планов муниципальных образований, ведомств, служб по подготовке систем и объектов по каждому виду ЖОН ЧС, а также планов подготовки органов управления к действиям в ЧС разрабатывается сводный план республики по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС.
28. Структурно детальные планы ведомств, служб, а также сводный план республики состоят из трех разделов.
В первый раздел включаются мероприятия по заблаговременной подготовке, реализуемые в режиме повседневной деятельности.
Во второй раздел включаются мероприятия, реализуемые в режиме повышенной готовности. В случаях, когда ЧС не оставляют возможности для перевода функционирования системы ЖОН на режим повышенной готовности, мероприятия второго раздела плана должны периодически осуществляться в режиме повседневной деятельности.
В третий раздел включаются мероприятия по жизнеобеспечению населения, реализуемые в чрезвычайном режиме.
Детальные планы жизнеобеспечения разрабатываются по каждому виду жизнеобеспечения отдельно с указанием, кто, когда, что, как и в каком количестве должен сделать, от кого, когда и сколько должен получить, а также когда, куда и сколько доставить и когда и кому доложить о результатах.
Сводный план жизнеобеспечения населения должен включать основные позиции по каждому виду жизнеобеспечения (ответственных за виды жизнеобеспечения, объемы суточных поставок каждого вида ресурсов в зоны ЧС и в районы эвакуации (отселения) населения.
При разработке предусматривается многовариантная разработка планов организации жизнеобеспечения населения, исходя из вероятностного характера возникновения ЧС, интенсивности и масштабов распространения поражающих факторов. К исполнению принимается вариант плана, соответствующий сложившейся обстановке, при необходимости уточняемый по результатам разведки зоны ЧС.
Сводный план мероприятий по подготовке территориальной системы жизнеобеспечения рассматривается КЧС и ОПБ и органами представительной власти (в части бюджетных и внебюджетных инвестиций реализации планов мероприятий) и утверждается Главой Республики Северная Осетия-Алания.
29. Контроль за реализацией планов мероприятий осуществляют постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, а также Министерство финансов республики.
30. При переводе соответствующих звеньев ТП РСЧС республики в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации на основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его введение осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации каждой службой жизнеобеспечения и самостоятельно в виде планов действий этих служб.
Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения дополняются графиками ежесуточных поставок его ресурсов. Особое внимание уделяется действиям в первые трое суток после возникновения чрезвычайной ситуации.
Оперативный план ЖОН ЧС, подготовленный как раздел плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации или самостоятельно, должен содержать:
перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;
источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;
мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;
сроки (периодичность) мероприятий, перечень ответственных лиц и исполнителей.
Планы служб обеспечения должны содержать детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.
31. В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления ТП РСЧС республики (КЧС и ОПБ, органы управления ГО и ЧС республики и муниципальных образований) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организуют их взаимодействие.
Установление порядка взаимодействия сил и средств ТП РСЧС республики и взаимодействующих органов управления при ликвидации ЧС предполагает:
четкое определение функций каждого органа управления по организации работ и обеспечению действий привлекаемых к ним сил;
назначение основных исполнителей поставленных задач (намеченных мероприятий) и установление их правового статуса по отношению к другим органам управления, привлекаемым к выполнению этих задач (мероприятий);
согласование по способам выполнения, месту, времени и объему мероприятий, осуществляемых каждым рабочим органом управления (силами и средствами) в интересах выполнения общих для них задач;
организацию обмена данными об обстановке и контроля за выполнением поставленных задач;
установление порядка оказания взаимной помощи.
Если при совместном выполнении задач жизнеобеспечения населения в ЧС один из органов управления, его силы и средства будут играть доминирующую роль, то такой орган управления должен быть определен как основной исполнитель.
32. Для повышения эффективности взаимодействия органов управления ТП РСЧС республики и неподчиненных им органов исполнительной власти на период ликвидации ЧС необходимо иметь предварительно разработанные, согласованные и утвержденные планы их взаимодействия на каждом уровне.
Основными разделами таких планов должны быть:
организация взаимодействия по осуществлению всех видов жизнеобеспечения населения в зонах ЧС;
организация взаимодействия сил и средств системы жизнеобеспечения на маршрутах и в районах эвакуации.
По каждому типу ЧС, наиболее характерному (или наиболее сложному) для данной территории, целесообразно иметь самостоятельные планы организации жизнеобеспечения населения, предусматривающие четкий порядок взаимодействия органов управления, сил и средств звена ТП РСЧС республики.
В планах взаимодействия указывается состав сил и средств, которые необходимо привлечь к выполнению работ по ликвидации последствий ЧС, районы их действий (зоны ответственности), объемы и сроки выполнения работ.
Разработка планов взаимодействия на всех уровнях управления возлагается на соответствующие постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС территориальных комиссий по ЧС.
При возникновении необходимости привлечения сил и средств федерального уровня, а также других субъектов Российской Федерации взаимодействие в оказании взаимопомощи осуществляется на правовой основе путем заключения между ними договора на взаимопоставку продукции (услуг) жизнеобеспечения населения в зоны ЧС.
Привлечение и использование сил и средств организаций иных форм собственности для жизнеобеспечения населения в зонах ЧС осуществляется путем заключения договоров между органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) и этими организациями.
33. Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг.
При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения.
34. Расчетный срок жизнеобеспечения пострадавшего населения - 10 суток.
Для выживания населения нормы обеспечения должны учитывать следующие показатели:
продукты питания (на 1 человека в сутки): хлеб - 500 г, мука - 35 г, крупа - 65 г, овощи - 550 г, мясопродукты - 100 г, жиры - 50 г, соль - 20 г, сахар - 50 г;
предметы первой необходимости (на одного человека): одежда - 1 комплект, обувь - I пара, посуда - 1 комплект, одеяло - 1 шт.;
вода (на 1 человека в сутки): питьевая - 2,5 л, хозяйственная - 10 л.;
временное жилье - 2,5 м2 /чел.;
бытовое топливо (условное): летом - 1,5 кг, зимой - 4,0 кг на 1 чел.
35. Для успешного решения проблемы выживания в условиях чрезвычайных ситуаций особо крупных масштабов проводится комплекс заблаговременных мероприятий по подготовке экономики республики, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию.
Устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС достигается:
соблюдением основополагающих принципов ЖОН ЧС;
способностью сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС;
взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
разработкой (наличием) норм и нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах;
устойчивостью управления системой ЖОН ЧС (в зоне ЧС);
подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС;
созданием условий для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
36. Оценка возможностей республики по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.
Оценка степени (уровня) подготовленности республики к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Оценку эффективности мероприятий по подготовке подсистем жизнеобеспечения можно осуществлять по основному критерию (показателю) - объему снижения дефицита возможностей подсистем (повышению выпуска ресурсов жизнеобеспечения и оказанию услуг) на единицу (рубль) затрат.
При оценке эффективности мероприятий учитывается продолжительность реализации мероприятий ЖОН в условиях ЧС.
При оценке эффективности мероприятий рассматриваются и мероприятия, направленные на временное упрощение (сокращение) ассортимента производимой объектами ЖОН продукции (услуг) и технологии ее производства.
Для оценки эффективности мероприятий можно использовать социальные критерии: предотвращенные потери населения, сохранение его здоровья, трудоспособности.
Объем проведения мероприятий будет зависеть от прогнозируемой численности пострадавшего населения.
37. Объемы финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов для реализации мероприятий по подготовке систем жизнеобеспечения определяются по существующим нормативным (методическим) документам и методическим рекомендациям, разработанных МЧС России.
Источники и порядок финансирования реализации мероприятий, выделение необходимого объема трудовых и материально-технических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru