«аконодательство
—еверна€ ќсети€ - јлани€

—еверна€ ќсети€ - јлани€

«аконы
ѕостановлени€
–аспор€жени€
ќпределени€
–ешени€
ѕоложени€
ѕриказы
¬се документы
”казы
”ставы
ѕротесты
ѕредставлени€







ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈  онституционного —уда –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 31.01.2006 є 1-ѕ
"ѕќ ƒ≈Ћ” ќ ѕ–ќ¬≈– ≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ—“» јЅ«ј÷ј ¬“ќ–ќ√ќ ѕ”Ќ “ј 2 (¬ „ј—“» –ј«ћ≈–ј —”Ѕ—»ƒ»»), ѕ”Ќ “ј 15 ѕќЋќ∆≈Ќ»я ќ ѕќ–яƒ ≈ ѕ–≈ƒќ—“ј¬Ћ≈Ќ»я Ѕ≈«¬ќ«ћ≈«ƒЌџ’ —”Ѕ—»ƒ»… Ќј ќЅ”—“–ќ…—“¬ќ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ —≈¬≈–Ќјя ќ—≈“»я-јЋјЌ»я » ¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈ ¬ ћ≈—“ј ѕ–≈∆Ќ≈√ќ ѕ–ќ∆»¬јЌ»я Ѕ≈∆≈Ќ÷≈¬ » ¬џЌ”∆ƒ≈ЌЌџ’ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ÷≈¬, ѕќ—“–јƒј¬Ў»’ ¬ –≈«”Ћ№“ј“≈ √–”«»Ќќ-ќ—≈“»Ќ— ќ√ќ  ќЌ‘Ћ» “ј 1991 √ќƒј » ¬–≈ћ≈ЌЌќ ѕ–ќ∆»¬јёў»’ ¬ —јЌј“ќ–»я’ "ќ—≈“»я" » "–≈ƒјЌ“", ”“¬≈–∆ƒ≈ЌЌќ√ќ ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ћ ѕ–ј¬»“≈Ћ№—“¬ј –≈—ѕ”ЅЋ» » —≈¬≈–Ќјя ќ—≈“»я-јЋјЌ»я ќ“ 21 ‘≈¬–јЋя 2000 √ќƒј є 43 "ќ ћ≈–ј’ ѕќ ”— ќ–≈Ќ»ё ѕ–ќ÷≈——ј ќ“—≈Ћ≈Ќ»я Ѕ≈∆≈Ќ÷≈¬ » ¬џЌ”∆ƒ≈ЌЌџ’ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ÷≈¬ »« ј¬ј–»…Ќџ’ «ƒјЌ»… —јЌј“ќ–»≈¬ "ќ—≈“»я" » "–≈ƒјЌ“"

ќфициальна€ публикаци€ в —ћ»:
»нформаци€ о публикации отсутствует


¬ступил в силу в соответствии с пунктом 5 данного документа.



 ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –≈—ѕ”ЅЋ» » —≈¬≈–Ќјя ќ—≈“»я - јЋјЌ»я

ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈
от 31 €нвар€ 2006 г. є 1-ѕ

ѕќ ƒ≈Ћ” ќ ѕ–ќ¬≈– ≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ—“» јЅ«ј÷ј ¬“ќ–ќ√ќ ѕ”Ќ “ј 2
(¬ „ј—“» –ј«ћ≈–ј —”Ѕ—»ƒ»»), ѕ”Ќ “ј 15 ѕќЋќ∆≈Ќ»я ќ ѕќ–яƒ ≈ ѕ–≈ƒќ—“ј¬Ћ≈Ќ»я
Ѕ≈«¬ќ«ћ≈«ƒЌџ’ —”Ѕ—»ƒ»… Ќј ќЅ”—“–ќ…—“¬ќ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ —≈¬≈–Ќјя ќ—≈“»я-јЋјЌ»я »
¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈ ¬ ћ≈—“ј ѕ–≈∆Ќ≈√ќ ѕ–ќ∆»¬јЌ»я Ѕ≈∆≈Ќ÷≈¬ » ¬џЌ”∆ƒ≈ЌЌџ’ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ÷≈¬,
ѕќ—“–јƒј¬Ў»’ ¬ –≈«”Ћ№“ј“≈ √–”«»Ќќ-ќ—≈“»Ќ— ќ√ќ  ќЌ‘Ћ» “ј 1991 √ќƒј »
¬–≈ћ≈ЌЌќ ѕ–ќ∆»¬јёў»’ ¬ —јЌј“ќ–»я’ "ќ—≈“»я" » "–≈ƒјЌ“", ”“¬≈–∆ƒ≈ЌЌќ√ќ
ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ћ ѕ–ј¬»“≈Ћ№—“¬ј –≈—ѕ”ЅЋ» » —≈¬≈–Ќјя ќ—≈“»я-јЋјЌ»я
ќ“ 21 ‘≈¬–јЋя 2000 √ќƒј є 43 "ќ ћ≈–ј’ ѕќ ”— ќ–≈Ќ»ё ѕ–ќ÷≈——ј ќ“—≈Ћ≈Ќ»я
Ѕ≈∆≈Ќ÷≈¬ » ¬џЌ”∆ƒ≈ЌЌџ’ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ÷≈¬ »« ј¬ј–»…Ќџ’ «ƒјЌ»…
—јЌј“ќ–»≈¬ "ќ—≈“»я" » "–≈ƒјЌ“"

»менем
–еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€

 онституционный —уд –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ в составе председательствующего ј.ћ. ÷алиева, судей ј.¬. Ѕежанова, “.¬. Ѕатаевой, Ћ.ƒ. Ѕокоевой и ќ.’.  ачмазова, с участием за€вител€ ћ.¬. —аджа€, представител€ ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ ћ.¬. √ацоева, представителей ”правлени€ по делам миграции ћинистерства внутренних дел –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ ƒ.—.  улумбегова, ј.’. ќвсеп€н,
руководству€сь статьей 1011 (часть 5)  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, част€ми третьей и восьмой статьи 3, стать€ми 21, 56, 80, 81 и 83  онституционного закона –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ "ќ  онституционном —уде –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 (в части размера субсидии), пункта 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года є 43 "ќ мерах по ускорению процесса отселени€ беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев "ќсети€" и "–едант".
ѕоводом к рассмотрению дела €вилась жалоба гражданки ћ.¬. —аджа€ на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 2 (в части размера субсидии) и пунктом 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года є 43 "ќ мерах по ускорению процесса отселени€ беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев "ќсети€" и "–едант".
ќснованием к рассмотрению дела €вилась обнаруживша€с€ неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ оспариваемые за€вителем положени€.

«аслушав сообщение судьи - докладчика “.¬. Ѕатаевой, объ€снени€ представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы,  онституционный —уд –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€

установил:

1. ¬ жалобе —аджа€ ћ. ¬. оспариваетс€ конституционность абзаца второго пункта 2 и пункта 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года є 43 "ќ мерах по ускорению процесса отселени€ беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев "ќсети€" и "–едант". —огласно пункту 1 оспариваемого акта безвозмездна€ субсиди€ предоставл€лась гражданам, пострадавшим в результате грузино-осетинского конфликта, прибывшим на территорию –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ из внутренних районов √рузии и –еспублики ёжна€ ќсети€, временно размещенным в санатори€х "ќсети€" и "–едант", признанным в установленном законом пор€дке беженцами и вынужденными переселенцами и состо€вшими на учете в ћиграционной службе –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
÷елевым назначением предоставл€емой безвозмездной субсидии было жилищное обустройство названных категорий лиц посредством строительства жиль€ или приобретени€ квартир (иного индивидуального жиль€). ѕри этом размер безвозмездной субсидии был установлен в зависимости от того, обустраиваетс€ ли беженец или вынужденный переселенец на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ или же возвращаетс€ в места прежнего проживани€, т.е. во внутренние районы √рузии или в –еспублику ёжна€ ќсети€. ¬ первом случае размер субсидии составл€л 15 тыс€ч рублей с одновременным наделением названных категорий лиц земельными участками; во втором - размер субсидии был соотнесен с числом членов семьи, то есть на семью, состо€щую из одного человека, субсиди€ предоставл€лась в размере 30 тыс. рублей, из двух человек - 40 тыс. рублей, из трех и более человек - 50 тыс. рублей (абзац третий пункта 2 оспариваемого ѕоложени€). Ѕыло также установлено, что беженцы и вынужденные переселенцы, получившие субсидии, снимаютс€ с учета как нуждающиес€ в улучшении жилищных условий, утрачивают право на проживание по месту временного размещени€ и за день до получени€ субсидии об€заны освободить занимаемые ими места временного размещени€ (пункт 15).
»з обращени€ ћ.¬. —аджа€ следует, что оспариваемым ѕоложением были нарушены конституционные права беженцев и вынужденных переселенцев, обустраивающихс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, а именно право на жилище (стать€ 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€), гарантированное статьей 18  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, так как, получив предоставленную субсидию и земельный участок, беженцы и вынужденные переселенцы, размещенные временно в санатори€х "ќсети€" и "–едант", были выселены за день до получени€ субсидии из занимаемых жилых помещений без предоставлени€ иного временного жиль€ и исключены из списков нуждающихс€ в улучшении жилищных условий. ѕри этом размер субсидии в силу его недостаточности не позвол€л приобрести (построить) жилье.
¬ соответствии со статьей 56  онституционного «акона –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ "ќ  онституционном —уде –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€"  онституционный —уд –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ принимает постановлени€ только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергаетс€ сомнению.
“аким образом, предметом рассмотрени€ по насто€щему делу €вл€ютс€ оспариваемые гражданкой —аджа€ ћ.¬. пункты 2 и 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года є 43, в части установлени€ размера безвозмездных субсидий, предоставл€емых беженцам и вынужденным переселенцам, обустраивающимс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€; в части требовани€ предварительного освобождени€ мест временного размещени€ беженцев и вынужденных переселенцев за один день до получени€ субсидий; в части сн€ти€ с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев, получивших субсидии дл€ обустройства на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
2. ¬ –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ признаютс€ и гарантируютс€ права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права,  онституции –оссийской ‘едерации и в соответствии с  онституцией –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ (стать€ 18  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€).
ћеждународным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабр€ 1966 года установлено, что каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень дл€ него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище (часть 1 статьи 11).
¬ соответствии со статьей 21  онвенции "ќ статусе беженцев" от 28 июл€ 1951 года –оссийска€ ‘едераци€ прин€ла на себ€ об€зательство в жилищном вопросе "предоставл€ть беженцам, законно проживающим на ее территории, возможно более благопри€тное правовое положение, не менее благопри€тное, чем то, которым обычно пользуютс€ иностранцы при тех же обсто€тельствах".
2.1. ¬ соответствии с ‘едеральным законом от 19 феврал€ 1993 года є 4528-1 "ќ беженцах" беженцем признаетс€ лицо, которое не €вл€етс€ гражданином –оссийской ‘едерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследовани€ по признаку расы, вероисповедани€, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находитс€ вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоватьс€ защитой этой страны или не желает пользоватьс€ такой защитой вследствие таких опасений; или, не име€ определенного гражданства и наход€сь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернутьс€ в нее вследствие таких опасений (пункт 1 части 1 статьи 1). √осударство об€зано обеспечивать лицам, признанным беженцами, медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами –оссийской ‘едерации (пункт 7 части 1 статьи 8), социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами –оссийской ‘едерации (пункт 10 части 1 статьи 8) и гарантировать иные права, предусмотренные законом.
¬месте с тем, учитыва€, что беженец не €вл€етс€ гражданином –оссийской ‘едерации, а его нахождение в статусе беженца носит временный характер (лицо признаетс€ беженцем на срок до трех лет), государство, которое предоставило ему названный статус, не об€зано обеспечивать ему тот же объем права на жилище, какой обеспечиваетс€ гражданам –оссийской ‘едерации, в частности, не об€зано предоставить жилье бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других фондов (часть 3 статьи 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€). —огласно пункту 6 статьи 8 «акона "ќ беженцах" государство об€зано лишь предоставить беженцу временное жилое помещение на праве пользовани€ в пор€дке, определ€емом ѕравительством –оссийской ‘едерации, из фонда жиль€ дл€ временного размещени€, поселени€. Ќе предусматриваетс€ также об€занность государства обеспечивать беженцев в период пребывани€ их в этом статусе денежными средствами в виде субсидий (ссуд) дл€ посто€нного жилищного обустройства. “аким образом, предоставив субсидии беженцам, как обустраивающимс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, так и возвращающимс€ в места прежнего проживани€ (во внутренние районы √рузии или в –еспублику ёжна€ ќсети€), –еспублика —еверна€ ќсети€-јлани€ усилила тем самым гарантии социальной защиты указанных категорий лиц по сравнению с гаранти€ми, содержащимис€ не только в федеральном законодательстве, но и в международных актах.
—ледовательно, абзац второй пункта 2 оспариваемого ѕоложени€ в части размера субсидий, предоставл€емых беженцам, обустраивающимс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, не противоречит конституционным положени€м права на жилище, поскольку само по себе предоставление субсидий на жилищное обустройство лиц, не €вл€ющихс€ гражданами –оссийской ‘едерации, выходит за пределы гарантий, обеспечивающих право на жилище этим лицам.
2.2. —огласно ‘едеральному закону от 19 феврал€ 1993 года є 4530-1 "ќ вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем признаетс€ гражданин –оссийской ‘едерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насили€ или преследовани€ в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнутьс€ преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедани€, €зыка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом дл€ проведени€ враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного пор€дка (стать€ 1). ¬ силу указанных обсто€тельств между государством –оссийской ‘едерацией и вынужденным переселенцем как гражданином –оссийской ‘едерации возникают особые правоотношени€, в рамках которых государство оказывает ему содействие в обустройстве на новом месте жительства и компенсирует утрату жиль€ и иного имущества. ѕредоставление вынужденному переселенцу, нуждающемус€ в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жиль€ осуществл€етс€ в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации только за счет расходных об€зательств –оссийской ‘едерации (пункт 1 статьи 12 «акона). ћежду тем, отселение беженцев и вынужденных переселенцев из санаториев "ќсети€" и "–едант" производилось в экстренном пор€дке в силу аварийности зданий, представл€ющих угрозу дл€ жизни временно размещенных в них лиц. Ќе име€ федеральных источников финансировани€, с целью ускорени€ процесса отселени€, ѕравительство –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ перечислило на реализацию ѕостановлени€ є 43 от 21 феврал€ 2000 года денежные средства из резервного фонда. »сход€ из этого, размер субсидий, предоставленных обустраивающимс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ вынужденным переселенцам, был рассчитан из собственных финансовых возможностей –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
ѕри этом получение предоставленной субсидии не было об€занностью вынужденных переселенцев. ќтказавшись от получени€ субсидий, вынужденные переселенцы сохран€ли право на все иные виды государственной помощи, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе на предоставление им жиль€ бесплатно как лицам, нуждающимс€ в улучшении жилищных условий при отсутствии возможности самосто€тельного жилищного обустройства.
»менно така€ правова€ позици€, сохран€юща€ свою силу в насто€щее врем€, была изложена в ѕостановлении  онституционного —уда –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 15 июл€ 2003 года по делу о проверке конституционности положений пункта 1 постановлени€ ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 18 окт€бр€ 2002 года є 250 "ќб использовании средств, выделенных из федерального бюджета на жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев из –еспублики √рузи€" и пункта 5 утвержденного данным постановлением ѕор€дка выплаты денежных средств на жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев из –еспублики √рузи€, отсел€емых из арендуемых и иных приспособленных помещений.
“аким образом, право на жилище вынужденных переселенцев из –еспублики √рузи€, обустраивающихс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, положени€ми оспариваемого акта в части размера предоставл€емых субсидий не было умалено, так как вынужденный переселенец мог реализовать это право двум€ способами: получив субсидию, использовать ее на строительство (приобретение) жиль€ за доступную плату, либо, отказавшись от получени€ субсидии, ожидать предоставлени€ ему жиль€ бесплатно как лицу, состо€щему на учете нуждающихс€ в улучшении жилищных условий.
3. Ћицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на "пользование жилым помещением, предоставл€емым в пор€дке, определ€емом ѕравительством –оссийской ‘едерации, из фонда жиль€ дл€ временного поселени€" (пункт 6 части 1 статьи 8 ‘едерального закона от 19 феврал€ 1993 года є 4528-1 "ќ беженцах").
‘онд жиль€ дл€ временного поселени€ лиц, признанных беженцами, и членов их семей, представл€ет собой совокупность жилых помещений, включа€ жилые дома, квартиры, общежити€ и другие жилые помещени€. ‘ормирование фонда жиль€ осуществл€етс€ путем приобретени€, строительства или аренды жилых помещений за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, направл€емых из других источников. ‘онд жиль€ дл€ временного поселени€, за исключением арендуемых жилых помещений, €вл€етс€ федеральной собственностью и находитс€ в оперативном управлении соответствующего территориального органа по вопросам миграции (пункт 1 и 2 статьи 11 ‘едерального закона).
∆илые помещени€ из фонда жиль€ предоставл€ютс€ лицам, признанным беженцами, если они и члены их семей не имеют жилого помещени€, предоставленного им по договору найма или принадлежащего им на праве собственности на территории –‘, т.е. лицам, не сумевшим самосто€тельно обустроитьс€. ¬ этом случае территориальный орган по вопросам миграции предоставл€ет беженцу и членам его семьи жилое помещение из фонда жиль€ дл€ временного поселени€ беженцев по нормам, установленным жилищным законодательством дл€ общежитий, и на срок, не превышающий срока действи€ статуса беженца, на основании заключенного договора.
ѕри этом законодательством –оссийской ‘едерации установлен исчерпывающий перечень оснований дл€ досрочного расторжени€ договора найма. ƒанный перечень включает за€вление нанимател€, решение комиссии в случае: утраты или лишени€ статуса беженца; получени€ (приобретени€ или найма) другого жиль€ или завершени€ строительства индивидуального жиль€, отсутстви€ (неиспользовани€ предоставленного жилого помещени€) без уважительных причин свыше 6 мес€цев, вы€влени€ в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием дл€ предоставлени€ жиль€; решение суда в случае возникновени€ спора (пункт 34 ѕоложени€ о фонде жиль€ дл€ временного поселени€ лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденного ѕостановлением ѕравительства –‘ от 09.04.2001 є 275). »з этого следует, что лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жиль€ дл€ временного поселени€ только в случае фактического получени€ (приобретени€), найма другого жиль€ или завершени€ строительства индивидуального жиль€ (абзац 2 пункта 6 части 1 статьи 8 «акона "ќ беженцах"). “ака€ гаранти€ права на жилище соответствует правовому смыслу части 1 статьи 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, в соответствии с которой "никто не может быть произвольно лишен жилища". —ледовательно, беженцы, выселенные из зданий санаториев "ќсети€" и "–едант" в силу их аварийности и не имеющие возможности самосто€тельного жилищного обустройства, могли быть лишены права на пользование жилыми помещени€ми в местах временного поселени€ (размещени€) только при условии предоставлени€ им другого временного жилого помещени€ или до самосто€тельного жилищного обустройства (приобретени€, найма другого жиль€, либо окончани€ строительства индивидуального жиль€).
“аким образом, требование, установленное пунктом 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", в части освобождени€ занимаемых беженцами мест временного размещени€ за день до получени€ ими субсидий не соответствует части 1 статьи 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
4. »сход€ из правовых позиций  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, изложенных в ѕостановлении от 21 но€бр€ 2002 года (є 15-ѕ), правовое государство, каковым €вл€етс€ –оссийска€ ‘едераци€, может признаватьс€ по самой своей сути таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов. » если государство, в случае возникновени€ где-либо на его территории экстраординарных ситуаций, не может своевременно справитьс€ с нарушением режима правовой безопасности, оно об€зано посредством дополнительных мер обеспечить своим гражданам услови€ дл€ ресоциализации и восстановлени€ нарушенных прав.
«акон –оссийской ‘едерации от 19 феврал€ 1993 года є 4530-1 "ќ вынужденных переселенцах", конкретизиру€ применительно к гражданам - вынужденным переселенцам об€занности государства по восстановлению их нарушенного права на жилище, предусматривает систему мер по обеспечению этих граждан жильем. ¬ частности, государство об€зано при отсутствии у вынужденного переселенца возможности самосто€тельного определени€ своего нового места жительства на территории –оссийской ‘едерации направить его на проживание в центр временного размещени€ либо в жилом помещении из фонда жиль€ дл€ временного поселени€ вынужденных переселенцев. Ќар€ду с этим, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органы местного самоуправлени€ в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца, в соответствии с жилищным законодательством, в список граждан на получение жиль€, строительство (приобретение) которого осуществл€етс€ за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов –оссийской ‘едерации и средств местного бюджета, независимо от срока проживани€ в данной местности; оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включа€ предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов; предоставл€ют вынужденному переселенцу, нуждающемус€ в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жиль€ в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации (пункты 2, 3, 4 части 1 статьи 7 «акона). ѕри этом, согласно части 3 статьи 6 вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жиль€ дл€ временного поселени€ вынужденных переселенцев лишь при получении (приобретении) другого жиль€ или при завершении строительства индивидуального жиль€, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше 6 мес€цев. »з совокупности изложенных положений «акона –оссийской ‘едерации "ќ вынужденных переселенцах" вытекает, что вынужденный переселенец реализует свое конституционное право на жилище с момента завершени€ строительства, получени€ (приобретени€) жиль€ и не может быть лишен права на проживание в местах временного размещени€ до наступлени€ указанного момента, независимо от факта получени€ субсидии.
»ме€ в виду исключительность ситуации (аварийность зданий), в св€зи с которой происходило отселение вынужденных переселенцев и членов их семей, временно размещенных в санатори€х "ќсети€" и "–едант", лишение их права проживать в указанных жилых помещени€х было допустимо, но только при условии предоставлени€ иного временного жиль€ вынужденным переселенцам, не имевшим возможности самосто€тельно обустроитьс€ на новом месте жительства.
“аким образом, введение ѕравительством –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ (пункт 15 оспариваемого ѕоложени€) ограничительного требовани€ за один день до получени€ субсидии освободить ранее занимаемое на законном основании временное жилье без предоставлени€ другого временного жиль€ или до самосто€тельного жилищного обустройства вынужденного переселенца недопустимо. ќно преп€тствует созданию жилищных условий, необходимых дл€ компенсации вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вынужденным переселением, что противоречит положени€м статей 18, 20 и части 1 статьи 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, нарушает конституционные принципы справедливости, равенства всех перед законом и не соответствует конституционно значимым цел€м.
5.  онституционное право на жилище предполагает создание условий дл€ его осуществлени€ органами государственной власти и местного самоуправлени€, в том числе предоставление жиль€ бесплатно или за доступную плату из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимс€ в жилище (стать€ 40  онституции –оссийской ‘едерации, стать€ 40  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€). –еализаци€ этого права может сопровождатьс€ определенными требовани€ми, закрепленными в законодательных нормах.
—огласно статье 72 (пункт "к" части 1)  онституции –оссийской ‘едерации жилищное законодательство находитс€ в совместном ведении –оссийской ‘едерации и ее субъектов и включает в себ€ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации (часть 2 статьи 76  онституции –оссийской ‘едерации). ∆илищные правоотношени€ в период действи€ ѕостановлени€ ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ є 43 от 21 феврал€ 2000 года, утвердившего оспариваемое ѕоложение (в части сн€ти€ с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев, обустраивающихс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ при получении ими субсидий и наделении их земельными участками), регулировались ∆илищным кодексом –—‘—– (в ред. от 28.03.1998). ќснованием дл€ предоставлени€ гражданину жилого помещени€ согласно ст. 29 ∆  –—‘—– €вл€лась его нуждаемость в улучшении жилищных условий, под которой понималось либо отсутствие у лица жиль€, либо несоответствие имеющегос€ жиль€ установленным законом нормам и требовани€м. ѕри этом право граждан (в том числе вынужденных переселенцев, признанных нуждающимис€ в улучшении жилищных условий) состо€ть на учете нуждающихс€ в улучшении жилищных условий сохран€лось за ними до получени€ жилого помещени€.
ѕеречень оснований дл€ сн€ти€ граждан с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, установленный частью 2 статьи 32 ∆  –—‘—–, €вл€лс€ исчерпывающим. ƒанным перечнем не предусматриваетс€ такое основание как получение лицом, состо€щим на учете нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, субсидии дл€ жилищного обустройства или наделение его земельным участком. »з этого следует, что введением пунктом 15 оспариваемого ѕоложени€ требовани€ о сн€тии с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев, обустраивающихс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ при условии получени€ ими безвозмездных субсидий и наделени€ их земельными участками, было установлено дополнительное основание, не предусмотренное статьей 32 ∆илищного кодекса –—‘—–.
¬ведение ограничительного требовани€, не обусловленного конституционно - значимыми цел€ми, умал€ющего право на жилище вынужденных переселенцев как граждан –оссийской ‘едерации, противоречит конституционному праву равенства всех перед законом, а также принципу недопустимости издани€ законов, отмен€ющих или умал€ющих права и свободы человека и гражданина (статьи 20, 40, статьи 55 (часть 2)  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€).
“аким образом, пунктом 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года є 43, согласно которому вынужденные переселенцы, обустраивающиес€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, в случае получени€ субсидий и наделени€ их земельными участками подлежали сн€тию с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, были нарушены конституционные права граждан, гарантированные стать€ми 18, 20, 40, 55 (часть 2), 63 (часть 1)  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
Ќа основании изложенного и руководству€сь частью 3 статьи 3, стать€ми 55, 56, 70, 80, 81, 83 и 84  онституционного «акона –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ "ќ  онституционном —уде –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€",  онституционный —уд –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€

постановил:

1. ѕризнать не противоречащим  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ абзац третий пункта 2 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 200 года є 43 "ќ мерах по ускорению процесса отселени€ беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев "ќсети€" и "–едант" в части размера субсидий, предоставленных беженцам и вынужденным переселенцам, обустраивающимс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€.
2. ѕризнать не соответствующим стать€м 18, 20, 40 (части 1)  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ пункт 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ є 43 от 21 феврал€ 2000 года, в части, устанавливающей требование об освобождении беженцами и вынужденными переселенцами занимаемых ими и членами их семей жилых помещений по месту временного размещени€ за день до получени€ субсидий.
3. ѕризнать не соответствующим стать€м 18, 20, 40, 55 (части 2), 63 (части 1)  онституции –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ пункт 15 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ безвозмездных субсидий на обустройство в –еспублике —еверна€ ќсети€-јлани€ и возвращение в места прежнего проживани€ беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта 1991 года и временно проживающих в санатори€х "ќсети€" и "–едант", утвержденного постановлением ѕравительства –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ от 21 феврал€ 2000 года, є 43 "ќ мерах по ускорению процесса отселени€ беженцев и вынужденных переселенцев из аварийных зданий санаториев "ќсети€" и "–едант", в части установлени€ требовани€ о сн€тии с учета нуждающихс€ в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев, обустраивающихс€ на территории –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€, в случае получени€ ими субсидий и наделени€ земельными участками.
4. —огласно част€м 1 и 2 статьи 61  онституционного закона –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ "ќ  онституционном —уде –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€" насто€щее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашени€, действует непосредственно и не требует подтверждени€ другими органами и должностными лицами.
5. —огласно части 1 статьи 60  онституционного закона –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ "ќ  онституционном —уде –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€" насто€щее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газете "—еверна€ ќсети€".

 онституционный —уд
–еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

јвтор сайта - —ергей  омаров, scomm@mail.ru